Каюмов Малик Каюмович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 21058
Орден Ленина № 460194
Каюмов Малик Каюмович (полное имя Каюмов Абдумалик Абдукаюмович) – кинорежиссёр киностудии научно-популярных и документальных фильмов Узбекской ССР, город Ташкент.
Родился в апреле – мае 1911 года в уездном городе Ташкент Сыр-Дарьинской области Туркестанского края (ныне – столице Узбекистана) в интеллигентной семье. Узбек. Точная дата рождения неизвестна. Всех своих 14 детей отец записывал на страницах Корана, который был утерян после его смерти. Позднее в официальную дату рождения вкралась ошибка: 22 апреля 1912 года.
Его отец Абдумалик Каюмов был самым состоятельным человеком во всём Туркестане, имел несколько кожевенных заводов (ему принадлежала кожа всех забитых баранов), был владельцем фруктовых садов на 400 гектарах земли. После смерти отца (Малику было три года), на его счету в банке было обнаружено 10 миллионов золотых рублей. В шесть лет М.К.Каюмов пошёл в школу, которую окончил в начале 1920-х годов.
Карьера М.К.Каюмова в узбекском кинематографе началась в восемнадцать лет, когда после окончания школы он был взят на первую узбекскую кинофабрику «Шарк Юлдузи» («Звезда Востока») режиссёром Н.Н.Кладо, сыном известного адмирала и военно-морского теоретика и историка. В 1929 году М.К.Каюмов впервые снялся в качестве актёра, сыграв роль батрака в фильме Н.Н.Кладо «Американка из Багдада», впоследствии снимался и в других фильмах. Одновременно продолжал работать на кинофабрике, прародительнице «Узбекфильма», ассистентом оператора. Его наставником был немец Ф.К.Веригородский, научивший М.К.Каюмова некоторым тонкостям кинооператорского искусства.
В 1930 году М.К.Каюмов с Н.Н.Кладо переехал в Москву, а в 1931 году поступил в Государственный техникум кинематографии (с 1934 года – Высший государственный институт кинематографии, ВГИК). Через два года, немного овладев профессией оператора, вернулся в Ташкент. Там молодой оператор был взят на работу в Ташкентскую студию кинохроники, одновременно работал в «Союзкинохронике» собственным корреспондентом по Средней Азии.
В 1938 году кинолента М.К.Каюмова «Ташкентский текстильный комбинат» попала на всемирную выставку в Нью-Йорке, где была удостоена Большой золотой медали. В 1939 году он снял фильм о строительстве 270-километрового Большого Ферганского канала, который назывался «Могучий поток». За этот фильм он был награждён орденом «Знак Почёта». С этого времени к М.К.Каюмову пришла известность, а его фильм признали в Узбекистане классикой кинорепортажа.
В июне 1941 года М.К.Каюмов от Ташкентской киностудии был прикомандирован к экспедиции, которой было поручено провести работу по установлению документальной подлинности захоронения Тамерлана (Тимура) в Самарканде. Задачей было вскрыть гробницы Тамерлана, его сына Шахруха и внука Улугбека. М.К.Каюмова с тремя операторами включили в состав экспедиции не случайно. Он в то время был достаточно известным в республике кинооператором и едва ли не единственным в Ташкенте человеком, который мог управлять камерой. В раскопках гробницы участвовали председатель правительственной комиссии востоковед А.А.Семёнов, М.М.Герасимов, прежде восстанавливавший по останкам костей облик царя Ивана IV Грозного, учёный (в будущем Герой Социалистического Труда) Т.Н.Кары-Ниязов и писатель С.Айни.
М.К.Каюмов до конца своих дней верил в проклятие Тамерлана и в то, что если бы не началась эксгумация, не было бы Великой Отечественной войны. Об этом он подробно рассказал, снявшись в роли рассказчика в документальном фильме «Проклятие Тамерлана» (2006).
В 1941-1945 годах находился в составе фронтовых киногрупп, снимал бои на Калининском фронте, под Москвой, в районе города Ржев, а также при освобождении Белоруссии. Фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не использовали гранат, но, находясь на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Парой М.К.Каюмову был Алексей Сёмин, который дважды его спасал, вынося раненным с поля боя. После первого ранения (в марте 1943 года под Ржевом) лечился в госпитале три месяца. Второе ранение было им получено 25 июня 1944 года в боях под Минском: три пули из автомата попали ему в ногу. Лечился в госпитале в Лефортово в Москве. Сначала врачи хотели ампутировать ногу, но потом отменили это решение. В марте 1945 года инженер-капитан М.К.Каюмов был демобилизован инвалидом 2-й группы.
Сразу после войны вышел знаменитый фильм М.К.Каюмова, посвящённый строительству ГЭС в долине реки Сырдарья «Огни Фархада» (1945), после него – кинокартина «Приезжайте к нам в Узбекистан» (1946; Золотая медаль на Международном кинофестивале в Венеции). В послевоенное время он работал на киностудии «Узбекфильм» и уже в начале 1950-х годов считался лучшим режиссёром документального кино в республике. В 1960 году вступил в КПСС.
В 1966-1968 годах М.К.Каюмов снимал последствия землетрясения в Ташкенте. Документальный фильм «Ташкент, землетрясение» (1968), запечатлевший борьбу человека со стихией, а также большие стройки в Узбекистане, обошёл весь Советский Союз. Несколько лет снимал документальное кино о зарубежном Востоке, получившее также широкую известность, наиболее известные среди работ: «Утро Индии» (1956), «Вьетнам – страна моя» (1960). Снял серию фильмов об Афганистане, особую популярность принёс режиссёру фильм «Кто стрелял в республику» (1984).
Всего снял более 400 полнометражных и короткометражных кинолент, среди них также: «Советский Таджикистан» (1946), «Социалистический Узбекистан» (1950), «Пять рук человечества» (1958), «Регистан» (1965), «Дети Ташкента» (1969), «Самарканду 2500 лет» (1969), «Самарканд всегда со мной» (1970) и другие.
Указом Президента СССР от 5 декабря 1990 года за выдающиеся заслуги в развитии советского киноискусства и плодотворную общественную деятельность Каюмову Малику Каюмовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Избирался депутатом Верховного Совета Узбекской ССР. В 1976-1986 и 1988-1996 годах – первый секретарь Союза кинематографистов Узбекистана.
М.К.Каюмов был последним свидетелем вскрытия гробницы Тамерлана в июне 1941 года и одним из последних фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны.
С 1970 года – персональный пенсионер союзного значения. Жил в Ташкенте. Скончался 29 апреля 2010 года в Москве на 100-м году жизни. Похоронен в Ташкенте.
Народный артист СССР (01.07.1967), заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (27.02.1950).
Награждён 2 орденами Ленина (23.07.1980; 05.12.1990), орденами Красного Знамени (16.07.1944), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), 2 орденами Трудового Красного Знамени (18.03.1959; 22.06.1971), орденами Дружбы народов (17.08.1989), Красной Звезды (20.04.1943), «Знак Почёта» (23.05.1940), 2 медалями «За трудовое отличие» (16.01.1950; 06.12.1951) и другими медалями.
Лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии Узбекской ССР имени Хамзы (1964, за полнометражный документальный фильм «От весны до весны»), Национальной премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1991).
Автор книги «Жизнь моя – кинематограф» (1982).
Биографию подготовил:
Ведомости Верховного Совета СССР
Документы на сайте «Подвиг народа»
Информация из открытых источников
Народные артисты Советского Союза. Том 1. – Москва, 2007.
Публикации в сети Интернет