Мурзич Василий Иванович
Лишённый звания Героя Социалистического Труда
Лишённый звания Героя Социалистического Труда
Медаль № 74
Орден Ленина № 15484
Мурзич Василий Иванович – паровозный машинист депо Витебск Западной железной дороги, Белорусская ССР.
Родился 15 мая 1909 года в городе Невель, уездном городе Витебской губернии, ныне районном центре Псковской области, в семье железнодорожника. Белорус. В 1917 году поступил в Невельскую учительскую семинарию, но окончил только 4 класса и оставил заведение из-за нехватки средств для обучения. Несколько лет батрачил у разных хозяев.
В 1928 году приехал в город Витебск Белорусской ССР (ныне – Белоруссии). Работал на строительстве железной дороги Витебск – Сокольники. Затем трудился в депо станции Витебск кочегаром, потом помощником машиниста, машинистом. В 1932–1934 годах проходил службу в Красной Армии, во 2-м железнодорожном полку, окончил школу младших командиров. После увольнения в запас вернулся в Витебск.
Когда 1935 году по всей сети железных дорог СССР развернулось соревнование по методу Петра Кривоноса, выступившего с инициативой водить грузовые поезда с удвоенной технической скоростью, молодой машинист Мурзич водил мощный паровоз ФД. Он активно включился в кривоновсовское движение и стал водить составы с ещё большей скоростью – 70 километров в час. В 1939 году был награждён орденом Трудового Красного Знамени, первым из витебских железнодорожников, опыт его новаторской работы освещался на страницах газеты «Гудок».
С началом Великой Отечественной войны продолжал работать машинистом. Эвакуировался в июле 1941 года, с последним поездом из Витебска, увозящим на восток работников депо и станции. В пути состав неоднократно подвергался обстрелам и бомбёжкам. В Москве продолжал работать по своей специальности в депо имени Ильича станции Москва-Сортировочная Западной железной дороги.
Здесь он добровольно записался в формирующуюся разведывательно-диверсионную группы, прошёл краткосрочные курсы минёров вместе с Константином Заслоновым. Уже в августе 1941 года в составе группы таких же, как он, железнодорожников под прикрытием конницы Льва Доватора перебрался через линию фронта в тыл врага. На первой же мине, установленной им, подорвался вражеский эшелон. После возвращения из вражеского тыла Мурзич водил к фронту поезда, снова работая машинистом депо имени Ильича.
В июле 1942 года второй раз ушёл за линию фронта. Партизанско-десантная группа под командованием Лубенца, в которую входил Мурзич, действовала на линии Барановичи – Волковыск в Гродненской области Белорусской ССР. На участке Гриньки – Озерница движение вражеских поездов было прервано на 42 часа. На участке Слоним – Гриньки под откос был пущен вражеский вспомогательный поезд, шедший для ремонта взорванного железнодорожного полотна. Было убито и ранено 53 фашиста. 12 сентября под откос был пущен воинский эшелон с боевой техникой, движение оказалось прерванным на 33 часа. Уничтожали и вражеские автомашины на шоссе. На личном счету Мурзича значилось 12 уничтоженных вражеских поездов. Не случайно оккупанты распространяли листовку о том, что разыскивается «опасный советский бандит Мурзич». За его поимку обещали 10 тысяч марок и другие блага. Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Поздней осенью 1942 года Мурзич был отозван в Москву и возвращён на прежнее место работы – в депо имени Ильича. Стал старшим машинистом паровозной колонны особого резерва № 3 Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) СССР. Работал на Сталинградском направлении, доставлял танки к Сталинграду. Накануне окружения группировки врага ведомый им эшелон попал под бомбёжку. Осколок насмерть сразил его помощника Петра Устинова, тяжело был контужен кочегар Александр Лебедев. А из пробитого котла на машиниста хлынула мощная струя пара и кипятка, обварив лицо и руки. Почти ослепший, Мурзич на ощупь заделал пробоину в котле и довёл эшелон с танками до места назначения. Из паровозной будки его выносили на носилках. Это единственный случай на всех фронтах и в мировой практике, чтобы обожжённый кипятком, раненый и полуслепой машинист вёл эшелон, не оставив своего боевого поста. В госпитале ему восстановили зрение.
После госпиталя он вернулся на свой паровоз, который был отремонтирован силами самой бригады. На нём в составе витебской паровозной колонны Героя Социалистического Труда Н. А. Макарова Мурзич продолжил подвозить к фронтам всё необходимое.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Мурзичу Василию Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
Продолжал работать на самых важных участках фронта. Был прикомандирован к консольному крану 6-й железнодорожной бригады. Только за июль – август 1944 года этим краном при участии Мурзича на восстановлении железнодорожных путей было установлено 28 пролётных строений. Работа требовала высокой точности и самоотверженности, паровоз должен был устанавливаться в 30–40 сантиметрах от края обрыва высотой до 15–17 метров. За это время благодаря умелой работе машиниста не произошло ни одной задержки восстановительных работ. Был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
После войны окончил в Москве Центральные технические курсы НКПС и был направлен в Витебск заместителем начальника локомотивного отдела. В 1946 году был избран депутатом Верховного Совета СССР от Лепельского избирательного округа Витебской области.
Герои пользовались особым почётом и уважением, их приглашали на митинги и торжественные собрания. А потом – на банкет или фуршет, где пили за здоровье Героев, славили их подвиги. И такое испытание далеко не все Герои выдержали. Мурзич начал злоупотреблять спиртным, всё чаще и чаще стал появляться в нетрезвом виде. В конце депутатского срока бюро Витебского обкома КП(б) Белоруссии рассмотрело его аморальное поведение. Был переведён на Прибалтийскую железную дорогу.
Работая в Даугавпилсе, он, будучи нетрезвым, случайной встретил свою бывшую жену. В состоянии аффекта и обиды за поломанную жизнь нанёс ей травмы. В мае 1954 года был осуждён к 8 годам лишения свободы по обвинению в покушении на умышленное убийство. Суд не выходил с ходатайство о лишении наград. При рассмотрении кассационной жалобы Верховный Суд Латвийской ССР назначил дополнительное наказание в виде лишения звания и наград. Направил своё решение в Президиум Верховного Совета СССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1954 года В. И. Мурзич был лишён звания Героя Социалистического Труда, а также всех государственных наград.
Отбывал срок в Мехреньгском исправительно-трудовом лагере (посёлок Пуксоозеро, Плесецкий район Архангельской области). Обращался в Президиум Верховного Совета СССР, указывая на то, что Верховный суд СССР свои решением отменил определение о лишении наград, но Указ о лишении был оставлен в силе. В сентябре 1955 года освобождён из мест заключения.
Вернулся в Латвию, на Прибалтийскую железную дорогу. В марте 1956 года был зачислен дежурным по депо Шкиротава, под самой Ригой. Чтобы вернуться на паровоз, в 1958 году снова окончил курсы машинистов в Рижской дортехшколе. До выхода на пенсию в марте 1965 года трудился машинистом паровоза депо Шкиротава. Обращался с просьбой к начальнику дороги Н. И. Краснобаеву о ходатайстве для возвращения наград, но тот отказал.
Умер 12 августа 1979 года. Похоронен на кладбище Плявниеку города Рига.
Был награждён орденом Ленина (05.11.1943), 2 орденами Трудового Красного Знамени (23.11.1939; 01.08.1953), Отечественной войны 1-й (09.09.1944) и 2-й (20.01.1943) степени, медалями «Партизану Отечественной войны» 1-й степени, «За оборону Сталинграда» (22.12.1942), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» (09.05.1945), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (06.06.1945).
С вопросом о реабилитации и возвращении наград в настоящее время получился "заколдованный круг". С развалом СССР Латвийская Республика не будет ходатайствовать о возвращении Мурзичу наград, ссылаясь, что он прощению по закону 1990 года "О реабилитации незаконно репрессированных лиц" не подлежит. Прокуратура Витебской области Белоруссии теперь не вправе запросить из Даугавпилса или Риги дело об осуждении В. И. Мурзича для выражения протеста даже спустя полвека. Генеральная прокуратура Российской Федерации направила заявление сына о реабилитации отца в Ригу...
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
Документы на сайте «Подвиг народа»
Звягинцев В.Е. Трибунал для академиков. М.: Терра, 2009
Каргапольцев С. Потерянные звёзды – Иваново, 2016.
Публикации в сети Интернет